Ремонт и регулировка коробки переключения передач трактора МТЗ-80, 82 В зависимости от года выпуска и комплектации на тракторах МТЗ-80, 82 могут быть три типа коробок передач: с подвижными шестернями; с шестернями постоянного зацепления (переключение скоростей под нагрузкой); с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная). Ремонт каждой КПП имеет некоторые свои нюансы, но в целом и по основным
неисправностям ремонт КПП трактора МТЗ-80, 82 выполняется в нижеизложенной последовательности 1. Снять КПП с трактора МТЗ-80, 82, установить ее на стенд, снять крышки и прокладки. Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни понижающего редуктора 2. Снять: стопорные кольца, маслоотражательные шайбы; дальше – снимается промежуточнаяшестерня понижающего редуктора МТЗ (находится на внутреннем вале), ведомая шестерняпонижающего редуктора МТЗ (расположение – на первичном вале). 3. Отсоединить и выпрессовать первичный вал КПП МТЗ-80, 82 в сборе, снять с него шестерни. 4. Выпрессовать штифт из гнезда внутреннего вала, демонтировать внутренний вал КПП МТЗ. 5. Снять стопорную проволоку, вывернуть установочный винт, вынуть валик переключателя редуктора; демонтируется вилка переключателя редуктора МТЗ Выпрессовка внутреннего вала 6. Отсоединение и демонтаж стакана шарикоподшипников ведущей шестерни II ступени редуктора в сборе. Снять переднее гнездо шарикоподшипников внутреннего вала в сборе. 7. Демонтаж внутреннего вала, снять шестерни и упорную шайбу. 8. Отсоединить и снять планку и упорное кольцо. Выпрессовать вал I передачи и вал заднего хода КПП МТЗ. Снять подшипник и скользящую шестерню, вынуть вал. 9. Снимается гайка и ведущая шестерня с вторичного вала МТЗ. Демонтировать стакан вторичного вала. Снять регулировочныепрокладки и вынуть вторичный вал КПП МТЗ-80, 82; снять с него шестерню, пружинный диск и распорную втулку. Выпрессовка шарикоподшипника из шестерни вала. 10. Мойка и просушка деталей. Дефектация деталей КПП МТЗ-80, 82выполняется по специальным таблицам. 11. В случае необходимости разобрать: первичный вал, вторичный вал КПП МТЗ-80, 82. 12. Если состояние таких деталей, как: шестерни первичного вала КПП МТЗ, шестерни вторичного вала КПП МТЗ, шестерня понижающего редуктора КПП МТЗ, ведомая шестерня КПП МТЗ, втулки, штоки, рычаг переключения передач КПП МТЗ не отвечает техническим требованиям, и не подлежат реставрации – их меняют на новые. Сборка коробки переключения передач трактора МТЗ-80, 82 выполняется в порядке обратной разборки. Посадочные места подшипников смазываются маслом. Подшипники КПП МТЗ-80, 82напрессовывают до упора. Если корпус коробки передач МТЗ-80, 82 имеет трещины – их заваривают. Регулировка КПП трактора МТЗ-80, 82 1. Установить расстояние от торца ведущей шестерни до корпуса коробки передач 58 ± 0,15 мм. 2. Конические роликоподшипники вторичного вала отрегулировать натягом. 3. Момент сопротивления проворачиванию вторичного вала в подшипниках (не учитывая зацепляющие шестерни) выдержать в границах 0,7 – 0,8 кгс.м. Коробка передач трактора МТЗ-80, в разрезе 4. Проверку натяга сделать во время вращения вала (при помощи специального приспособления от руки; перед тем, выполнив уплотнение прокладок). 5. Регулировку натяга делают следующим образом: устанавливают вместо ведущей шестерни распорную втулку; затянуть ее гайкой вторичного вала (при этом подобрать набор регулировочных прокладок под фланец стакана вала); затянуть болты и отрегулировать размер 58 ± 0,15 мм с помощью соответствующей шайбы; снять распорную втулку заменить ее ведущей шестерней, затянуть и зашплинтовать гайку. 6. Проверить плотность прилегания шестерен на промежуточном валу по сопряженным торцам (щуп 0,05 мм не должен пройти, 0,03 мм – проходит по всей окружности). 7. Обеспечить свободное передвижение валика редуктора. 8. Смазать с двух сторон герметиком прокладки крышки левого блока люка. 9. Выполнить проверку правильности работы КПП. Зацепление шестерен КПП МТЗ-80, 82 должно выполняться плавно.